Колея на песке.

Как благодаря отцам GS родилась легенда.

Люди с золотыми руками не только создали BMW GS, но и объездили его. Они разровняли бездорожье для мотоцикла, который превратили в символ ралли и офф-роуда. На высококласном производственном предприятии HPN собрались отцы GS, чтобы еще раз пережить те исторические события, в которых они приняли непосредственное участие. 

Эпицентр событий ралли BMW находится очень далеко от треков. А именно в Зайберсдорфе. Это местечко вблизи австрийской границы населяет чуть менее 300 человек. Оно расположено за 60 км от Пассау и за 70 от Зальцбурга. Именно здесь Альфред Халбфельд и Клаус Пепперл создали гоночную империю, основав торговую марку мотоциклов HPN, знаменитую далеко за пределами Баварии, Германии и Европы. Это место является им домом с 1982-го года. Тогда они превратили бывшую гостиницу в жилое здание, а сельскохозяйственное здание - в мастерскую. Теперь гонщики пустыни выставляются там, где раньше укрывали лошадей.

На первом этаже находится склад, в котором хранится 2 раза больше запасных частей чем в BMW. Здесь аккуратно сложены тысячи частей: как в идеальном состоянии так и разбитые – как, к примеру, качающийся рычаг Гастона Райе, который Клаус Пепперл не считает мусором, а «прекрасным памятником ралли "Париж-Дакар"». Здесь повсюду ощущается история ралли. Это история HPN, ралли «Париж-Дакар» и BMW Boxer. История поражения, но прежде всего, успеха: тяжелейшие ночные смены в Зайберсдорфе и еще более тяжелые дни в пустынях Африки с целой командой BMW Motorrad. Это история отцов GS. 

+ Узнайте больше

Словно феникс из пепла

Создание Six Days GS.

Сотрудник отдела тестирования BMW Лазло Перес был привлечен к созданию Six Days GS 1980-го года.

Создание Six Days GS.

Лазло Перес пересекает двор, сгорая от нетерпения поприветствовать старого друга. Он хорошо сохранился: голубая рама, белый бак, черное сидение, желтое ветровое стекло – все как и тогда, но лучше. «Это мой ребенок на 90%», - с трепетом говорит бывший сотрудник отдела тестирования BMW, при этом осматривая детали Six Days GS 1980-го года. В 1977-ом году он вместе с двумя коллегами полностью перестроил предшественника этого мотоцикла - GS 800. Поскольку на предстоящий сезон чемпионат Германии объявил о классе спортивных мотоциклов по бездорожью с двигателем объемом более 750 куб.см, BMW Motorrad хотел использовать это как возможность вернуться в офф-роуд. Руководство на 3 месяца освободило Ласло от всех обязанностей, чтобы тот смог полностью посвятить себя созданию прототипа. «От шасси до материала - все было в новинку» - говорит он. Сухой вес, достигающий лишь 142 кг, задает темп для всех стандартных мотоциклов. 

+ Узнайте больше

От кольцевой гоночной трассы до серийного производства.

«Меня связывает с ним очень многое» - говорил Лазло Перес о Six Days GS.

От кольцевой гоночной трассы до серийного производства.

На это также обратили внимание на чемпионате 1978-го года. Лазло, амбициозный гонщик по бездорожью, сам управлял своим творением и занял второе место. Так были заложены основы, прототип был усовершенствован в модель GS 80, на которую многие ссылаются как на Six Days GS. В 1979-ом году GS 80 принес заводу победу не только на чемпионатах Германии по гонкам по бездорожью, но и 2 золотые медали на мировых шестидневных чемпионатах. Ряд побед продолжился и в 1980-ом году и, наконец, завершился поступлением в продажу стандартной модели мотоцикла-победителя: R 80 G/S. Таким образом, BMW создала новый сегмент подходящих для путешествий и чистокровных эндуро. Одаренный мастер Ласло Перес снова оказался в числе инженеров, разрабатывавших этот мотоцикл. Он 37 лет был предан отделу тестирования BMW Motorrad. 

+ Узнайте больше
«
На нашем мотоцикле ралли «Париж-Дакар» 1983-го года не доставало бака и сидения. 30 лет спустя бывший гонщик BMW Раймонд Луазо принес нам списанные оригинальные запчасти, и мы смогли доделать свой мотоцикл. Иногда стоит держаться за вещи.
»

Клаус Пепперл

Вперед на Дакар

Оппозитный двигатель в свой первый год.

Альфред Халбфельд показывает Дитмару Бейнхауэру свои сокровища: мотоциклы ралли «Париж-Дакар» 80 и 81 года.

Оппозитный двигатель в свой первый год.

Ралли в пустыне под названием «Париж-Дакар» вдруг оказалось у всех на слуху и быстро заработало славу самого опасного ралли в мире. Уже на второй год проведения ралли, в 1980-ом, BMW Motorrad, как опытный игрок гонок по бездорожью, представил на старте в Париже две заводские машины. Автогонщиками были Юбер Ориоль и Фенуй. За судьбу команды отвечал заведующий отдела по автоспорту Дитмар Бейнхауэр. «Это была одна из моих самых сложных задач на работе в BMW»,- вспоминает он. Они вместе с Альфредом Халбфельдом рассматривают машины ралли «Париж-Дакар» в мастерской HPN. «В первый год я делал эти мотоциклы у себя в гараже вместе с одним знакомым», - вспоминает Дитмар Бейнхауэр. Несмотря на то, что в первый год команда платила ему премию за стажировку, превосходство оппозитного двигателя сразу же стало очевидным. 

+ Узнайте больше

HPN и абсолютный победитель.

На мотоцикле HPN BMW 1981-го года Юбер Ориоль завоевал первую победу BMW Motorrad на ралли «Париж-Дакар».

HPN и абсолютный победитель.

На следующий год заведующий отдела по автоспорту сделал HPN заказ на преобразование трех мотоциклов R 80 G/S. «Мы с Клаусом и нашим третьим партнером Микаэлем Нейером ("N" в названии компании HPN), работали по ночам, чтобы мотоциклы были готовы в срок», - рассказывает Альфред Халбфельд. «Мы почти не спали. Но сделали все в срок и были готовы». Дитмар Бейнхауэр кивает. «Я всегда говорил - гонку побеждают на этапе подготовки. Именно поэтому я должен был убедиться, что все готово, и сюрпризов не будет. Думаю, в итоге это и помогло нам победить». Так, в 1981-ом году Юбер Ориоль одержал победу для команды и помог прославить R 80 G/S. «Благодаря нашему участию в ралли "Париж-Дакар", GS стал нашим основным бизнесом. Вся команда того времени очень гордится этим». 

+ Узнайте больше

Кумиры в своем кругу

Воссоединение Schek’sches.

«Вообще-то он должен стоять у меня дома», - ехидно говорит Герберт Шек Клаусу Пепперлу.

Воссоединение Schek’sches.

Клаус Пепперл кивком головы показывает Герберту Шеку следовать за ним. Он хочет что-то показать ему на складе. Они проходят мимо многочисленных аккуратно сложенных деталей из разных ралли BMW и наконец останавливаются у R 80 G/S 1983-го года. Это единственный R 80 G/S с черными шасси. Имя спонсора тех времен «Le Point» указано на баке, а выше - имя гонщика: ОРИОЛЬ, буквы «Л» практически не видно. «Вот это уже интересно! Вообще-то он должен стоять у меня дома», - ехидно говорит Герберт Шек. На него нахлынули воспоминания о двух работах на ралли «Париж-Дакар». В 1983-ем году он построил для ралли 4 мотоцикла BMW. По одному для каждого автогонщика: Ориоля, Фенуйя, Луазо и для себя. В 49 лет он был самым старшим участником. Юбер Ориоль завоевал второй титул абсолютного чемпиона, а на следующий год Герберт Шек построил еще 4 мотоцикла. 

+ Узнайте больше

Мотоциклы-победители остаются на памяти.

Герберт Шек построил мотоцикл BMW, на котором Юбер Ориоль победил в 1983-ом году.

Мотоциклы-победители остаются на памяти.

Исход ралли «Париж-Дакар» в 1984-ом году поражал: Райе и Ориоль заняли первое и второе места на легковесных и надеждых мотоциклах BMW от Шека. Луазо занял пятое место, а сам Герберт Шек преуспел среди частных гонщиков в категории непрофессионалов. «Для меня это был величайший успех»,-говорит он. Несмотря на свой длинный послужной список, который восходит ко временам до ралли «Париж-Дакар». Он 14 раз становился чемпионом Германии по офф-роуду и дважды чемпионом Европы. 12 раз завоевывал золотые медали на шестидневных чемпионатах мира. «После 25-ти лет участия в Six Days мне сказали, что меня больше не допустят к участию в мировых чемпионатах из-за возраста. Поэтому последующие 15 лет я принимал участие в ралли «Париж-Дакар». В 84 года он все еще принимает участие в классических гонках на выносливость. «Пусть до 1978-го года уже и были мотоциклы, но настоящих гонщиков еще не было. Конечно, сейчас мне уже ничего не выиграть», - говорит он с улыбкой, но молодежь довольна. Они и мечтать не могли, что смогут когда-либо выступить против меня». 

+ Узнайте больше
«
После 25-ти лет участия в Six Days мне сказали, что меня больше не допустят к участию в мировых чемпионатах из-за возраста. Поэтому последующие 15 лет я принимал участие в ралли «Париж-Дакар».
»

Герберт Шек

В пустыне как у себя дома

Знаменательная рыжая лисица пустыни.

HPN BMW 1986-го года послужил стандартом для всех последующих мотоциклов, в числе которых и Concept Lac Rose.

Знаменательная рыжая лисица пустыни.

Во дворе шум. Эдди Хау выгнал из выставочного зала свой Desert Racer 1986-го года и завел двигатель. Это звук. Это оппозит. Именно этот двигатель довез Эдди до Дакара. Но внимание на себя обращает не только бодрый рев двигателя. В глаза бросается также красный цвет мотоцикла, изготовленного HPN и приведенного в соответствие с фирменным стилем при сотрудничестве с Marlboro и Elf logos. Неудивительно, что этот мотоцикл выступал в качестве модели для «Concept Lac Rose» 2016-го года. Концепт-байк, который предшествовал R 9T Urban G / S, унаследовал типичное раллийное лобовое стекло, характерную маску фары с высоким колпаком переднего колеса, большой бак и короткое раллийное сидение. Обязательными были легендарный красный и белый цвета и стартовый номер 101. 

+ Узнайте больше

Безопасно добраться до места назначения.

В 1986-ом году Эдди Хау присоединился к заводской команде BMW Motorrad «Париж-Дакар».

Безопасно добраться до места назначения.

Эдди Хау говорит, что это был отличный шанс выступить от BMW. «Я достиг практически всех высот в офф-роуде, и "Париж-Дакар" был для меня следующим шагом. Я хотел на своем опыте узнать, каково это». Тогда он стал частью заводской команды наряду с Райе и Луазо. Они начинали на немного измененной весии мотоцикла, победившего в 1985-ом году. Гастон Райе начал борьбу в звании действующего чемпиона с целью защитить свой титул. Но все сложилось иначе. Гастон Райе упал, а Эдди Хау, лучший гонщик от BMW, финишировал на 8-ом месте. «Я был поражен надежностью GS. Для меня самой важной была вера в мотоцикл» - подводит он итог. После сезона BMW временно отказалась от участия в ралли. Но Эдди Хау уже было не остановить. В 1988-ом году он снова принял участие в ралли «Париж-Дакар» на частном HPN BMW и вскоре попал во все заголовки газет как победитель. 

+ Узнайте больше

Оппозитный или одноцилиндровый двигатель

Пятая победа в Дакаре.

Альфред Халбфельд, Бертхольд Хаузер и Клаус Пепперл с мотоциклом ралли «Париж-Дакар» R 900 RR.

Пятая победа в Дакаре.

Потребовалось 10 лет, чтобы BMW Motorrad вернулся на ралли «Париж-Дакар» в 1998-ом году. А пока Дитмар Бейнхауэр передал бразды управления отделом по автоспорту Бертхольду Хаузеру. Произошла еще одна большая перемена: F 650 GS стал излюбленной моделью. «Он только поступил в продажу и должен был показать себя на ралли», - говорит Бертхольд Хаузер. Одноцилиндровый двигатель был значительно легче, чем его предшественник. Однако не смог повторить его успеха. «Неписаный закон гласит, что сначала нужно перенести Дакар и выжить в нем, а потом думать о победе». F 650 GS доказал свою способность побеждать в следующем году: француз Ришар Сан выиграл пятое ралли «Париж-Дакар» для BMW Motorrad на F 650 GS. «Это было хорошо не только для модели, но и для всего бренда». 

+ Узнайте больше

Гала-представление в новом тысячелетии

В 2001-ом году BMW Motorrad принял участие в последнем ралли «Париж-Дакар» с R 900 RR.

Гала-представление в новом тысячелетии

В 2000 BMW отправил на гонку мотоциклы и с одно-, и двухцилиндровым двигателем. Это был ошеломительный успех. Сан стал абсолютным чемпионом на F 650 GS, Галлардо занял второе место, а Брюзи - четвертое. Льюис занял третье место на Boxer R 900 RR. «Это были очень тяжелые и богатые переживаниями времена», - резюмирует Бертхольд Хаузер, - но бы я не хотел пропустить ни секунды». После сезона 2001-го года, для которого HPN построил R 900 RRs, BMW Motorrad снова отказался от участия в ралли. Бертхольд Хаузер проработал заведующим отдела по автоспорту 17 лет и ушел в отставку в конце 2016-го года. «Былые дни GS прочно укоренились в воспоминаниях людей, - говорит он. И не только там: такие его потомки, как Concept Lac Rose и новый Urban G/S доказывают, что история продолжается. «Это отлично. В 80-е годы мы успешно создали предмет нематериальной ценности. Но пусть из-за новых правил великие гонщики пустыни остались в прошлом, легенда о Dakar Boxer продолжает жить» 

+ Узнайте больше
«
GS - это настоящий компаньон. Прокатившись на нем единожды, остаешься с ним навсегда. Если не придется поменять его на ходунки.
»

Бертхольд Хаузер

Другие истории, которые могут вас заинтересовать.
spinner