Песнь льда и пламени.

Мотоциклы BMW на фестивале скорости «Байкальская миля».

Рекорды скорости и история транспорта неотделимы друг от друга. В каждом новом рубеже – талант конструкторов, мужество пилотов и много-много удачи. Земля, вода, воздух – свое превосходство доказывают во всех стихиях. А как насчет льда? «Байкальская миля» – уникальная российская инициатива Сергея Мальцева из Fine Custom Mechanics и Дмитрия Хитрова. Это как знаменитая «Неделя скорости» на озере Бонневиль, но с уникальным колоритом. Узнав об этом событии, мы не могли не поучаствовать в нем – и отправили на лед Байкала Евгения Пятигорского на BMW S 1000 RR и Романа Солдатова на BMW R nineT Racer.

Такого по масштабу мероприятия на льду не делал еще никто. И это – настоящая Terra Incognita для всех участников. Вся подготовка мотоциклов свелась к установке шин с самодельными шипами, а подбор экипировки свелся к тем моделям, которые подойдут для непредсказуемой погоды на Байкале. Знаний – ноль. Зато впечатлений после заездов хватит на целую жизнь. Евгений Пятигорский рассказывает, как он чуть было не установил рекорд скорости и о лопнувшем колесе на скорости за 250 км/ч:

+ Узнайте больше

По льду на шипованных шинах я ездил только один раз в Подмосковье, но это было совсем не то – прежде всего, не те скорости. Но всегда было интересно! Идея «Байкальской мили» мне понравилась сразу. Когда я впервые услышал о подготовке этого мероприятия – а это было, наверное, с год назад – я в тот же момент решил, что обязательно поеду! Даже если не получится участвовать, поеду хотя бы посмотреть! Но в итоге звезды сложились так, что мы поехали участвовать.

+ Узнайте больше
«
Первый день мы разогнались километров до 80 в час и решили, что 150-160 километров в час – это тот рубеж, на котором мы сломаемся морально.
»

Энтузиазм переполнял и меня, и Рому. Прилетев, мы тут же поехали ездить. Просто по озеру – трасса была еще не готова. И сразу же поняли, что это страшно. Лед – он разный. Он странный. Он не ровный – это не идеальная плоскость, как на хоккейной площадке, а причудливые волны. На его поверхности постоянно трещины, какие-то снежные шапки.

+ Узнайте больше

Шип работает только на чистом льду. Когда мотоцикл едет по участку, припорошённому снегом, шип почти не достает до льда – и ты сразу же получаешь пробуксовку. Ощущения похожие, как едешь на GS по скользкой траве и мотоцикл чуть гуляет под тобой – только скорость намного выше. Первый день мы разогнались километров до 80 в час и решили, что 150-160 километров в час – это тот рубеж, на котором мы сломаемся морально.

+ Узнайте больше

А за день до нашего приезда на Байкале произошло небольшое землетрясение. Появились трещины, «ступеньки» и профиль: после середины трассы мотоцикл ощутимо вело вправо, а ближе к концу – влево. Причем бороться с этим было почти бесполезно: шипы на колесах весили много и приводили к большому гироскопическому эффекту. Максимум, что ты можешь сделать – чуть погасить эффект «подруливания», но не побороть его. Поэтому побороть надо было себя – и научиться не сбрасывать газ, когда мотоцикл перестает ехать прямо.

+ Узнайте больше

Но на следующий день – а это была официальная разминка, – мы устроили импровизированный «дрэг-рейсинг» с другими учасстниками. Мы попарно стартовали «ходом» с другими участниками на мотоциклах – и вот здесь соревновательный дух победил страх! Боишься, не боишься – а через финишный створ ты хочешь проехать первым! Скорость на финише трассы была порядка 140 километров в час. И хотя никаких призов за победу в «дрэге» не было, мы стали чуточку смелее.

+ Узнайте больше

Первый «официальный» заезд утром – и сразу около 170-180 километров в час. Мы поняли, что можем ехать быстрее. Днем – вторая попытка: я еду уже больше двухсот. Еще страшно, но каждый следующий километр за рулем мотоцикла рождает уверенность. И новые эмоции.

+ Узнайте больше

Эмоции трудно передать словами. Голова идет кругом. Первое – ты едешь по Байкалу. Второе – ты едешь по Байкалу на мотоцикле. Третье – ты едешь по Байкалу на мотоцикле со скоростью за двести! Красиво. Интересно. Страшно. Три эмоции, смешанные в гремучей пропорции, и формируют те уникальные ощущения, которые невозможно поставить в один ряд ни с чем.

+ Узнайте больше
«
Телеметрия мотоцикла на первой попытке показывала, что заднее колесо вращалось со скоростью 272 км/ч. А второй – оно просто не выдержало и… взорвалось. Бах!
»

А в воскресенье страх куда-то делся. Мы поехали самыми первыми – по еще чистой и ровной трассе. На утреннем заезде я разгонялся до 224 километров в час. Это был пристрелочный заезд, в котором мы хотели посмотреть, как держит лед. Во время пристрелочного заезда шипы цеплялись за лет отлично! Второй заезд мы решили гнать на всю катушку. У Ромы все прошло хорошо – он показал 202 км/ч, а я… Телеметрия мотоцикла на первой попытке показывала, что заднее колесо вращалось со скоростью 272 км/ч. А второй – оно просто не выдержало и… взорвалось. Бах!

+ Узнайте больше

Справедливости ради, все к этому шло. Днем ранее у одного из участников тоже лопнуло колесо на большой скорости. И я в принципе понимал, что такое может случиться и со мной. Но… хотелось. Хотелось поставить рекорд! В последний день психологически комфортной скоростью уже была 180-200 километров в час, а все то, что выше, длилось секунд 15-20. Я решил для себя – перетерплю, зажмурюсь, переживу. Сожму волю в кулак и сделаю это! Но за 40-50 метров до створа, в котором фиксировалась скорость, колесо взорвалось, и влетел в него я намного медленнее. Рекорда не вышло, но в этот момент важнее было удержать мотоцикл и не упасть.

+ Узнайте больше

Эмоций не было – все случилось слишком быстро. Мотоцикл не сильно кидало – за счет массы шипов гироскопический момент был огромен, переднее колесо вело себя очень стабильно. Заднее, лопнувшее – хуже, чуть разматывало. Но шипы так или иначе цеплялись за лед, да и мой опыт езды по бездорожью помог компенсировать заносы: все это было похоже на езду с небольшой скоростью по скользкой поверхности, например глине.

+ Узнайте больше

Скорость падала. Я понимал, что когда она будет в районе 100 километров в час, разматывать мотоцикл начнет все сильнее и сильнее. Я понимал, что в какой-то момент скорее всего упаду. И уже прикидывал заранее, как и куда падать. Вспомнил дежурную шутку «Байкальской мили», что если упадешь, то будешь скользить вместе с мотоциклом по льду до самого Иркутска.

Но – обошлось.

Наши официальные результаты: моя скорость на BMW S 1000 RR – 223,408 км/ч, скорость Ромы Солдатова на BMW R nineT Racer – 202,463 км/ч. Но это только начало. Я точно знаю, что обязательно вернусь сюда.

+ Узнайте больше

«Байкальская миля» получилась очень интересной. Ребята пригласили интересных людей на интересных мотоциклах. Это действительно «Русский Бонневиль». Атмосфера тут точно такая же. Соревновательный дух присутствовал только во время заездов, а в остальное время мы помогали друг другу – помогали советом, ремонтировали чужую технику. Тусовка получилась невероятной разношерстной: спортсмены, стантеры, автомобилисты, дрифтеры, багги – кого там только не было. Я знаю многих людей из мототусовки – но на Байкале я знал единицы! Мы все приехали из разных точек страны, но все эти дни мы были на одной волне. «Байкальскую милю» не хочется называть спортивным мероприятием: на мой, взгляд, тут очень правильный баланс собственно спорта и фестиваля. Хочу ли я видеть здесь больше спортивной составляющей? Нет. Это фестиваль скорости. Да, выиграть, показать рекордную скорость – это круто. Но еще более правильно и круто – это собрать интересную технику и достойно выступить на ней. Доказать не только то, что ты самый быстрый, а доказать, что ты что-то сделал: быстрое, громкое, красивое. У Ромы был самый стильный и громкий мотоцикл. Когда мы его заводили, на гром титанового выхлопа сбегались все!

+ Узнайте больше

Вечером ради красивых кадров мы поехали по льду озера в сторону заката, уехав от берега километров на 15. Уже не было видно уже нашего лагеря, только лед и горы на горизонте. Огромное солнце садилось прямо в Байкал, и мы ехали ему навстречу. Это было настолько здорово, что на следующий день, уже без задачи сделать фотографии, уставшие, мы решили это повторить. Уже для себя. Потому что хочется вернуться. И мы обязательно сделаем это в следующем году.

+ Узнайте больше