Мечта – это и есть цель поездки.

Путешествия Александра Варданянца.

О том, как все началось

Мотоцикла в детстве у меня не было, а во взрослой жизни он появился совершенно случайно. Дело было так: мы поехали покупать мотоцикл другу. В подарок. А он говорит – Саша, давай тебе тоже купим. Я отказался: ну куда мне мотоцикл! Однако он предложил пари: если он найдет в шоуруме мотоцикл, который мне нравится больше всего, мы его купим. Приехали – в салоне стоит полсотни мотоциклов. И тут он точно указал на модель, которая мне приглянулась внешне. Я ему говорю: «Как ты догадался?!». А он и отвечает: «Трубы во все стороны, хромированные колеса – да это же чисто армянский мотоцикл! Очевидно!».

+ Узнайте больше

Сначала я считал большим «дальнобоем» путешествие из Сочи в Москву. А в 2004 году группа мотоциклистов отправлялась в Индию. Провожали их на смотровой. Стало интересно, я тоже приехал. Тогда я никого не знал, да и мне никто не обрадовался: «Ты кто такой, мальчик?». Мы решили поехать в путешествие сами.

+ Узнайте больше

Куда поехать? Конечно же, сразу в Монголию! И в 2004 году мы четырьмя мотоциклами отправились в путь. Точнее, туда мы мотоциклы отправили до Красноярска, а обратно транспортная компания их везла из Новосибирска (мы были уверены, что своим ходом добраться было невозможно). Путешествие было так себе: прошли немного, испугались сильно – особенно когда увидели песок! – много падали и с трудом оттуда уехали. Выяснилось, что надо учиться.

А в 2005 году мы познакомились с Яшей Шевелевым. И он нам говорит: «Парни, а поехали в Ташкент, вкусного плова поедим!» В моем тогдашнем понимании это был другой конец вселенной. «Да что там ехать!» – невозмутимо ответил он.

 

+ Узнайте больше
«
Поехали. Оказалось, что это возможно. Оказалось, что это не так уж и далеко. И мы втянулись.
»

Дальше мы решили, что надо ехать сразу во Владивосток! Тем более, что увидели по телевизору, что открыли какой-то новый мост в Сибири – и вообще, дорога везде есть. Оказалось, что 2000 километров дороги вообще не было. Только-только насыпали «подушку». Но мы дошли – хотя мотоциклы, конечно, убили.

+ Узнайте больше
«
Когда путешествуешь, понимаешь: страна у нас большая, а планета – маленькая.
»

И понеслось. Дальше было еще пять поездок в Монголию, в Южную Америку, в Азию. Начались зимние путешествия – и это отдельная тема. В 2012-м году мы дошли до Ямбурга. В 2013-м стартовали из Нового Уренгоя и дошли до Воркуты, первалив за полярный Урал. Это было круто. Трехдневная пурга, все по-настоящему. А в 2014-м дошли до Магадана, через полюс холода. Я ехал на F 800 GS с коляской.

+ Узнайте больше

К зимним поездкам надо отдельно готовиться. Шины шипованные, два комплекта. Один для твердого грунта, один для снега – с боевым шипом.

В -46 мотоцикл без проблем завелся, пусть и с третьего раза. Особая история с тормозной жидкостью – она замерзает при минус 45 градусах. Причем если в машине она «внутри», то на мотоцикле ее обдувает всеми ветрами и работать она перестает. Мы мешали ее с 20% спирта, но это убивает все резиновые соединения. В итоге лили специальную, от снегохода.

В таких поездках выяснили интересные вещи. Например, что у BMW F 800 GS термометр работает до -40. А дальше он показывает просто четыре пробела. Мы как выехали в Якутске, так и не знали ничего о температуре воздуха. А в -45 замерзает и жидкокристаллический экран.

Причем бортировать колеса приходилось прямо на улице. Кажется, раз 14. Так себе развлечение, в минус сорок. Но все возможно!

+ Узнайте больше

Список доработок мотоцикла для путешествий:

• Дуги – так, чтобы при падении мотоцикл был полностью защищен

• Защита двигателя (уже была оригинальная, и очень хорошая)

• Защита ручек руля (была)

• Штатный прикуриватель менялся на 12 Вольт, выносной – напрямую от аккумулятора

• Дополнительный свет

• Замена подножек на широкие

• Замена лапки переключения передач – так, чтобы она тоже не гнулась при падении

• Мне – заниженное седло

• Защита фары

• Защита радиатора

• Лобовое стекло. Не очень высокое. Большие туристические стекла актуальны, только когда ты не съезажешь с асфальта. Ведь они забьются и грязью, и мухами – а смотреть-то как-то надо. Я пересмотрел, наверное, штук 10 разных моделей.

• Система автоматической смазки цепи

• И всякие мелочи: у меня, например, есть подстаканник, так что кофе пью и курю я на ходу!

• И, конечно, сумки на дуги – в них лежит, все что надо. Заплатки, монтировки, средство от комаров, перчатки, тросики, набор инструментов.

+ Узнайте больше
«
Набор инструментов формируется и переделывается постоянно. У меня мультитул на поясе, небольшой комплект в сумке и еще монтировки.
»

И еще много-много походного оборудования, от горелок до палаток. Как-то в Ираке у нас украли все с мотоциклов, пришлось знатно раскошелиться! Ведь как бывает. Есть, например, горелка, палатка, спальник – бывает дешевые модели, бывают дорогие. Сам себе дорогую не всегда купишь, но где-то попадешь на распродажу, что-то подарят на день рождения – и со временем у тебя формируется комплект высококачественного оборудования. И когда это все пропало, я сел, посчитал – и понял, что снова купить все – это 5 тысяч долларов!

+ Узнайте больше

Дважды рвало раму. От перегруза. Причем, скорее всего, этого не случилось, если бы не было зимних километров. У ребят ничего такого не было, хотя перегружены они были тоже очень сильно. У них в зимних поездках стояли подвески Wilbers и Ohlins, и они могли поменять масло на зимнее. А я был со стандартной, и сделать этого не мог. Поэтому зимой раме сильно досталось – амортизатор, когда замерзал, переставал работать и бил прямо по ней. Но это я дурак – мотоцикл ни при чем

+ Узнайте больше

Александр о багажной системе Atacama.

В последнюю поездку на Памир Александр взял новую багажную систему BMW Motorrad Atacama, чтобы испытать ее в «боевых» условиях. И вот его отзыв: «Про Атакаму могу сказать только хорошее! Продумана она обстоятельно. Сумки висят как влитые. Ничего подтягивать не требуется – закрепил и поехал. Внутренние непромокаемые сумки толстоваты на мой вкус, зато они абсолютно водонепроницаемы. Как-то упал в ручье и мотоцикл лежал, наверное, полчаса с сумкой, целиком погруженной в воду. Внутри – ни капли! Не говоря уже о том, что с самими сумками при падении ничего не случается».

+ Узнайте больше

Это неприятно, когда у тебя посреди пустыни у мотоцикла ломается рама. Но ничего – на стяжках подвесили «хвост» и добрались до цивилизации. Правда, пришлось ехать в стойке. 190 километров! А это очень тяжело

Сейчас готовимся к зимней экспедиции на Чукотку, а на следующий год – еще раз Монголия.

+ Узнайте больше

О местах

Почему я выбираю эти места, а не другие? С последней поездкой в Памир получилось так. Подарили карту. Большую, красивую. Я смотрю на нее: здесь ездили, здесь ездили, а здесь что? Озеро какое-то непонятное. Стали смотреть-читать – выяснилось, что это озеро – исток реки Памир. Которая потом впадает в озеро Арал. А это сейчас не одно озеро, а два. Стало интересно. Прокатиться, набрать воды из одного озеро, вылить ее в другое – а почему нет?

Еще одна поездка была через Ирак. Маршрут: Грузия, Турция, Курдистан. Хотели доехать до Вавилона, посмотреть на раскопки, искупаться в Персидском заливе.

В Ираке случилась ситуация, которую я не очень люблю вспоминать. Нам оставалось 70 километров до Багдада, и тут возле блокпоста на дороге началась песчаная буря. Вместе с ней из пустыни обычно приходят нехорошие люди, который этот блокпост атакуют. Поэтому, чтобы обезопасить нас, военные погрузили нас в грузовик и отвезли.

 

+ Узнайте больше
«
А куда они могут отвезти? В военную тюрьму!
»

Пару дней все было хорошо: мы были просто гостями. Но потом должен был приехать российский консул, а он не приехал. Нас передали местным спецслужбам. И они уже выяснили, что в Москве турагентство сделало нам фальшивые визы! Неприятная была ситуация.

+ Узнайте больше

Александр о костюме EnduroGuard.

Помимо новой багажной системы, в Памир Александр отправился в EnduroGuard – самом технологичном костюме для путешествий. Вот его отзыв: «Куртка работает! Продувает ее отлично, и она реально не промокает. Один раз удивился, что рукав мокнет, но то сам балбес – не закрыл молнию. То, что сначала казалось минусом (отсутствие подстёжек) оказалось плюсом. Ты сам подбираешь комфортную одежду. У меня их две на разную температуру. Не очень удобные карманы, но их достаточно. И непромокаемые непромокают. Материя очень плотная и я бы делал нижние накладными, но думаю это плата за технологию «нам плевать на любой ливень». Защита отличная. Не жалею, что не взял черепаху. В пустыне парни сняли свои куртки и ехали в черепахах и джерси. Мне комфортно в EnduroGuard».

+ Узнайте больше

О путешествиях

Мне повезло – я начинал ездить в путешествия с Вовой Громовым и Сашей Рубцовым, которые придумывали технологию путешествий. Мы – вторая волна мотопутешественников, и до сих пор ездим по 50-долларовой схеме. Она заключается в том, что при любом раскладе твои расходы в день не должны превышать 50 долларов в день (или любой другой рубеж). Ты можешь дольше проехать и больше заправиться, или едешь немного, но можешь переночевать в отеле, или побольше поесть. Зато ты точно знаешь свой бюджет и можешь путешествовать годами.

+ Узнайте больше
«
Главный совет начинающим: не бояться. Сел и поехал!
»

Начинать мотопутешествия рекомендую с Алтая – там найдешь дороги на любой вкус. Грязь, броды, асфальт. Он настолько многогранен и дает настолько много возможностей. После этого, конечно, Киргизия – одна из самых красивых стран на Земле. Только ехать надо не стандартными дорогами, конечно. А прокатиться по границе с Китаем, например. И цивилизация относительно близко – на случай, если что-то случится. А уже потом Монголия и ее пустыни – никакая Сахара с ними не сравнится

Конечно, в совсем трудные места лучше сразу не соваться. К пустыням надо относиться с уважением. И – важно! –когда ты едешь, у тебя должно быть максимум времени, максимум возможностей, и никаких планов. Нельзя строить по дням путешествия в сложные места. Обязательно должен быть запас времени, точки возврата и невозврата. Например, треть денег вместе с ксерокопированными документами и ключом всегда остается на возврат и прячется в мотоцикл. Тогда, даже если все пропало, но есть мотоцикл, ты сможешь как-то вернуться.

+ Узнайте больше
«
Чем меньше у тебя планов, тем больше у шансов на счастье.
»

И не быстро. Главное – не ехать быстро

И не надо думать, что это что-то особенное, а тот, кто здесь раньше здесь прошел – герои. Ничего подобного! Такие же люди!

+ Узнайте больше